Классный час «Словами дорожить умейте»

 

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Краснохолмский техникум»

 

 

 

Методическая разработка

 классного часа

 

 

Тема: «Словами дорожить умейте»

 

 

 

 

Разработчик: мастер п/о Тюрина Н.В.

 

 

 

 

г. Красный Холм

2012 год

 

 

 

 

Аннотация: внеклассное мероприятие  заявленной тематики может быть проведено в любом ученическом коллективе старшей возрастной группы.

 Оборудование:

сценарий и презентация;

мультимедийные средства для воспроизведения презентации и музыкальных заставок;

карточки с текстом для каждого выступающего;

анкеты для всех присутствующих;

на столах размещены графически выполненные и декоративно оформленные поговорки о ценности слов.

Цели классного часа:

- выяснить отношение всех присутствующих к проблеме сквернословия;

-  обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;

- довести до сведения обучающихся информацию о глубине и красоте русского языка;

- способствовать просвещению обучающихся по вопросам истории появления сквернословия и его пагубном влиянии на духовное и физическое здоровье человека;

- создать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих;

- зародить предпосылки  для самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции  для противостояния вредному влиянию;

- противопоставить  позитивное воздействие добрых и нежных слов негативному воздействию сквернословия  на окружающих.

 

 

Эпиграф:

Речь – это показатель ума.

Сенека

 

Слайд № 1

Ведущий:

Речь – мощное оружие в руках человека. Речью можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком. Она является  мощнейшим инструментом убеждения. Речь  выполняет важную жизненную функцию. С её помощью мы обмениваемся друг с другом мыслями. Языком нужно уметь владеть. Выражать свои мысли нужно красиво, не засоряя  речь различного рода мусором. Отказаться от использования мата – дело привычки, к которой каждый из нас должен стремиться.  Помните, что мат, это язык уголовников и быдла. Неужели Вы относите себя к таким?                                                                                                   Слайды  № 2-5

                                                                                          

 

Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". Слайд № 6

В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». (определения распределены между участниками)


В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

 

История возникновения сквернословия

Слова участников мероприятия:

1 уч. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.                 Слайд № 7,8

 

2 уч. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.                          Слайды № 9-11

                                                                                             

3 уч. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.            Слайд № 12,13

 

4 уч. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.                                                                                                            Слайд № 14

 

 5 уч. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.                   Слайд № 15

                                      


Ведущий: В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".                                       Слайды № 16-18


Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев — гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.

6 уч. Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

В Японии создан карманный переводчик с кошачьего «языка» на человеческий, в нём — несколько десятков слов.
Героине романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». Эллочке Щукиной для общения вполне хватало 30 слов типа: блеск, хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, жуть, парниша, кр-р-расота, ого и т. д. (термины произносят участники)
Словарь Уиильяма Шекспира насчитывает около 12 тысяч слов, а вот в словаре великого русского языка С. И. Ожегова содержится 57 тысяч слов.                                  Слайд № 19

 

Сквернословие и здоровье

7 уч Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы  воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И  в зависимости от ритма и смысловой нагрузки, эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.                                                       Слайд № 20

                               

8 уч. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.                                                                                    Слайды № 21-22                                            


9 уч. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.                              

                                                                                                              Слайд № 23

10 уч. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!          

                                                                                                            Слайд№ 24

11 уч. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.                                                                                                                                              

                                                                                                                  Слайд № 25

12 уч. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

                                                                                                            Слайд № 26

 

13 уч. О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

                                                                                                                                    Слайд № 27



14 уч. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.                                                          Слайд № 28                                                             

 

Ведущий: Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

                                                                                                             Слайд № 29

Что же человеку делать! Надо просто оглядеться вокруг себя, посмотреть на себя со стороны. Найти интерес в жизни и вокруг себя. Творить добро и больше отдавать, и оно вернется сторицей. Это не мораль и не «пустые» сова нравоучений. Это проверено на практике, это мудрость веков! Чем умный человек отличается от глупого? У умного большая разрешающая способность. Если для глупого все черные кошки одинаковы, то умный найдет много отличий. У одной газа зеленые, у другой подшесток не такой…. Поднимайтесь по шкале тонов. Там настоящий «рай». Вы будете радоваться, и наслаждаться жизнью, она прекрасна!!! И тогда и в голову не прейдет желание сквернословить.                                                                                      Слайд № 30


А сейчас ответьте себе на вопрос,  готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Присутствующим предлагается ответить на вопросы анкеты (под звуки музыки С.Рахманинова)

Пока психолог обрабатывает анкеты,  ведущий предлагает послушать в исполнении обучающихся стихотворение «Нежные слова» с музыкальным сопровождением.

Все исполнители мероприятия (обучающиеся группы) выходят с веселыми смайликами в руках и,  зачитывая доставшийся афоризм или высказывание известных людей о добре и зле, создают финальную композицию и хором желают присутствующим добра и благоденствия.             

                                                                                                        Слайды № 31-53

Высказывания и афоризмы о зле и добре

Сеешь зло — так жди кровавой жатвы.

Расин Жан

Когда Добро бессильно, оно — Зло.

Уайльд О.

Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.

Саади

Все человеческое зло происходит от предрассудка, подобно тому, как пауки и скорпионы порождаются тенью и сыростью погребов и подземелий.

Франс А.

Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.

Толстой Л. Н.

Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.

Теренций

Не рождается зло от добра и обратно...
Различать их нам взгляд человеческий дан!

Омар Хайям

Между добрыми людьми — все доброе.

Цицерон

Добро — не наука, оно действие.

Роллан Р.

Сокрытие зла питает и оживляет его.

Вергилий

Зло исцеляют противоположным.

Вольтер

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.

Шиллер Ф.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель Монтень

В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Джами

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.

Наваррская М.

Невидимое зло всего тревожнее.

Публий

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Тагор Р.

Даже самые светлые в мире умы
Не смогли разогнать окружающей тьмы.
Рассказали нам несколько сказочек на ночь —
И отправились, мудрые, спать, как и мы.                                                               

Омар Хайям

 

 

 

Анкета "Сквернословие в моей жизни"
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? ______________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? ________________________________________
5.. Как ты думаешь, плохо это или нет? ________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? __________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________

11.Что нужно сделать, чтобы  ты  не  употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!

 

Нежные слова

 

 


То ли мы сердцами остываем,

 

То ль забита прозой голова,

 

Только мы всё реже вспоминаем

 

Светлые и нежные слова.

 

 

 

 

 

Словно в эру плазмы и нейтронов,

 

В гордый век космических высот

 

Нежные слова, как граммофоны,

 

Отжили и списаны в расход.

 

 

 

Только мы здесь, видимо, слукавили

 

Или что-то около того:

 

Вот слова же бранные оставили,

 

Сберегли ведь все до одного!

 

 

 

Впрочем, сколько человек ни бегает

 

Средь житейских бурь и суеты,

 

Только сердце всё равно потребует

 

Рано или поздно красоты.

 

 

 

Не зазря ж оно ему даётся!

 

Как ты ни толкай его во мглу,

 

А оно возьмёт и повернётся

 

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

 

 

 

Говорят, любовь немногословна;

 

Пострадай, подумай, раскуси...

 

Это всё, по-моему, условно,

 

Мы же люди, мы не караси!

 

 

 

И не очень это справедливо —

 

Верить в молчаливую любовь.

 

Разве молчуны всегда правдивы?

 

Лгут ведь часто и без лишних слов!

 

 

 

Чувства могут при словах отсутствовать.

 

Может быть и всё наоборот.

 

Ну а если говорить и чувствовать?

 

Разве плохо говорить и чувствовать?

 

Разве сердце этого не ждёт?!

 

 

 

Что для нас лимон без аромата?

 

Витамин, не более того.

 

Что такое небо без заката?

 

Что без песен птица? Ничего!

 

 

 

Пусть слова сверкают золотинками,

 

И не год, не два, а целый век!

 

Человек не может жить инстинктами,

 

Человек на то и человек!

 

 

 

И уж коль действительно хотите,

 

Чтоб звенела счастьем голова,

 

Ничего-то в сердце не таите,

 

Говорите, люди, говорите

 

Самые хорошие слова!           1970